Итоговые зимние мероприятия Московской Федерации Айкидо
    Все клубы

Истоки Айкидо

ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ

Морихэй Уэсиба — основатель Айкидо. Родился 14 декабря 1883 года в городе Танабэ в Японии. Известен как О-Сэнсэй («Великий учитель»).Айкидо создано Уэсибой на основе элементов традиционных японских единоборств Дайто-рю Айки-дзюцу, кэн-дзюцу и дзё-дзюцу. Название айкидо состоит из трёх иероглифов: ай — соединение, гармония; ки — духовная сила; до — путь.

Подробнее

Итоговые зимние мероприятия Московской Федерации Айкидо

Итоговые зимние мероприятия Московской Федерации Айкидо

24 декабря 2016 г. состоялись итоговые зимние мероприятия Московской Федерации Айкидо, включающие в себя: мастер-классы ведущих инструкторов Московской Федерации Айкидо, аттестацию тренеров по правилам Национального Совета Айкидо России и аттестацию на степени кю и дан.

В семинарах под руководством Станислава Довгаля (4 дан айкидо айкикай), Алексея Легчилина (4 дан айкидо айкикай), Вячеслава Матвеева (6 дан айкидо айкикай) и Евгения Малышева (5 дан айкидо айкикай) приняло участие более 100 человек, в аттестации тренеров – 11 человек.

Об аттестации тренеров

Согласно «Положению о порядке аттестации тренеров по айкидо» аттестация проводится в целях оценки соответствия тренера занимаемой должности и квалификационным требованиям.

Тренеры, аттестованные в установленном порядке, получают полномочия осуществлять тренерскую деятельность сроком на 4 года. Для осуществления тренерской деятельности по истечении срока действия «Свидетельства об аттестации», тренеры обязаны пройти переаттестацию.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона РФ «О физической культуре и спорте» ОФСОО «Национальный Совет Айкидо России», как аккредитованная Министерством спорта РФ общероссийская федерация, представляющая вид спорта «айкидо», проводит аттестацию тренеров (инструкторов) по айкидо. По итогам аттестации выдается «Свидетельство об аттестации» подтверждающее квалификационную категорию тренера (2-я, 1-я, высшая).

К аттестации допускаются айкидоисты, соответствующие требованиям, которые предъявляются: к образованию (профессиональное), стажу работы по специальности (требования варьируются в зависимости от категории, на которую претендует инструктор) и количеству воспитанников с определенным уровнем технического мастерства (также зависит от категории). Более подробная информация содержится в «Положении о порядке аттестации тренеров по айкидо».

Во время аттестации члены комиссии проверяли теоретическую и техническую подготовленность действующих инструкторов и задавали им вопросы, связанные с методикой преподавания айкидо людям разных возрастных категорий. Данные были занесены в протоколы для последующей передачи в Национальный Совет Айкидо России. Именно там будет принято решение о присвоении инструктору 2, 1 или высшей категории.

Одной из наиболее активных участниц семинаров оказалась Лариса Монаенкова (2 дан айкидо айкикай), которая работает инструктором в клубе айкидо «На таганке» и занимается «Московском Айкиклубе-Рюсуйкан» «Аттестация тренеров по правилам Национального Совета Айкидо России начала проводиться не так давно, - рассказывает она, - когда я услышала о ней впервые, то не рискнула принять участие, но наблюдала за процессом в качестве зрителя. Это было в прошлом году и у меня была возможность ознакомиться с требованиями и порядком проведения, чтобы основательно подготовиться».

Лариса, как Вы считаете, какими основными качествами должен обладать инструктор по айкидо?

ЛАРИСА МОНАЕНКОВА: «По завершению аттестации члены комиссии задали нам вопрос о том, с какого возраста можно обучать болевым захватам. Ключевое качество инструктора по моему мнению – это умение преподавать безопасно, как детям, так и взрослым».

Интересно было узнать мнение членов аттестационной комиссии и ведущих инструкторов Московской Федерации Айкидо по этому вопросу.

Так, например, Президент Федерации Айкидо Айкикай Московской области Алексей Александров (4 дан айкидо айкикай) считает наиболее важным для инструктора, умение быть психологом и взаимодействовать с учениками таким образом, чтобы не отвадить их не только от занятий айкидо, но и от физической активности в принципе.

Вице-президент Московской Федерации Айкидо Евгений Малышев (5 дан айкидо айкикай) выделил целых 3 качества, а именно: любовь к своему делу, терпение и стремление постоянно учиться.

Глубокий ответ на вопрос дал руководитель «Московского Айкиклуба-Рюсуйкан» Вячеслав Александрович Матвеев (6 дан айкидо айкикай), который преподает айкидо уже более 30 с лишним лет, а боевыми искусствами занимается более 45 лет.

ВЯЧЕСЛАВ МАТВЕЕВ: «Необходимо чтобы было именно призвание, тогда проще. Воспитать педагога – тяжелое занятие. И беда именно в этом, часто новичкам подсовывают не педагогов, а инструкторов, которые умеют руками, ногами двигать и то более-менее. Такая ситуация особенно распространена в детском айкидо».

Вячеслав Александрович, расскажите, с какими ощущениями Вы завершили сегодняшний мастер-класс?

ВЯЧЕСЛАВ МАТВЕЕВ: «В таком формате итоговые мероприятия Московской Федерации Айкидо прошли впервые. Я считаю – это неплохо, потому что в Россию уже начали приглашать инструкторов 4 дана из-за границы. В то время как у нас тоже есть из кого выбрать. Хотелось бы, чтобы мы продвигали своё айкидо, не принижали себя. Нельзя так.

Я сегодня видел, что многое для участников мастер-класса «темный лес», они даже не думают об этом, хотя посещают семинары Эндо сэнсэя, Осава сэнсэя и многих других. Думаю, тут имеет место языковой барьер, так как слова сэнсэя они слышат через переводчика, у них не всё усваивается. Приходится пропускать через себя, переваривать и преподносить, как птенцам в гнезде. Но процент приятия сегодня был выше, чем несколько лет назад на семинаре в «Самбо-70».

Как изменяется айкидо в России со временем?

ВЯЧЕСЛАВ МАТВЕЕВ: «Глубина меняется. Сейчас редко можно увидеть отношение к делу «с погружением» в него. Раньше мы иначе воспринимали многое, влюбленные в своего сэнсэя слушали его, как любимого человека. Такое отношение – совсем другое дело, оно дает другой результат. Сейчас же оценка эгоистическая. Мир изменился, все изменились. Дай! Дай! Получаешь много – отдаешь мало. Мы раньше за каждым движением следили! Только бы увидеть! Увидел – всё, на год тебе работы. Сегодня у многих отсутствует эта привычка «открываться», такие люди ничего не возьмут».

Интересно, что во время аттестации некоторые инструкторы рассказывали о применении стихов для объяснения техник айкидо детям. Об этом приеме мы поговорили с Евгением Малышевым.

ЕВГЕНИЙ МАЛЫШЕВ: «Я практически не учу детей, но считаю, что основа объяснения – показы, не слова. Использование стихов – это интересно, но сам бы я не применял их в своей практике. Считаю, что преподавать айкидо им нужно с той же серьезностью, что и взрослым».

Евгений Владимирович, многие инструкторы айкидо исключают словесное объяснение или же минимизируют его. С чем связана такая тенденция и не существует ли исключений из правила?

ЕВГЕНИЙ МАЛЫШЕВ: «Бывает и так, что словесное объяснение оправдано. Недавно Тада шихан (9 дан айкидо айкикай) на своем семинаре более 45 минут рассказывал нам о технике. Он стремился донести до нас то, о чем ранее никто и не думал. Привнести что-то новое в давно знакомое. Я стараюсь не объяснять техники словами, потому что эти слова нужно будет объяснять другими словами и в итоге времени на тренировку совсем не останется».

Как Вы оцениваете уровень проведения мастер-классов по айкидо сегодня?

ЕВГЕНИЙ МАЛЫШЕВ: «Я заметил серьезный качественный скачок в преподавании у тех инструкторов, которые недавно начали следовать одному из сэнсэев. Я говорю о Станиславе Довгале (4 дан айкидо айкикай), который уже 2 года учится у Йокотта сэнсэя (7 дан айкидо айкикай) и Алексее Легчилине (4 дан айкидо айкикай), следующем за Осава сэнсэем (7 дан айкидо айкикай). Однажды Эндо сэнсэй сказал: «Учителя ищи не менее 3-х лет, но если ты его нашел, иди за ним не менее 10 лет».

Интересная мысль. Действительно, очень важно найти СВОЕГО учителя, близкого по духу и технике, тогда следование ему превращается в увлекательное путешествие. Критерии оценки, разработанные Национальным Советом Айкидо России, подтверждают серьезное отношение к профессиональным навыкам тренера по айкидо в нашей стране. А значит, происходит непрестанное развитие и самосовершенствование этого вида единоборств, это не может не радовать.

Материал подготовлен
PR менеджером
MD GROUP MEDIA

 

Вход на сайт:

Логин:
Пароль:

Для писем

Департамент физической культуры и спорта Департамент образования города Москвы